В фантастическом боевике «Район № 9» дистанция между зрителем и событиями на экране сокращена до минимума
В «Пикнике на обочине» братьев Стругацких пришельцы залетали на Землю ненадолго, а потом бесследно исчезали, оставив на обочине Галактики гору космического мусора. Представьте, если бы вместе с ним инопланетяне оставили несколько сотен беженцев: склизких, гадких, стрекочущих что-то по-своему, решительно неспособных прижиться в человеческом мире. Стандарты политкорректности нынче высоки — раз нет прямой угрозы, то и уничтожать пришельцев никто не стал. Просто выделили для них резервацию на окраине Йоханнесбурга, где их угораздило приземлиться, обнесли колючей проволокой и попробовали привыкнуть. Не получилось.
Именно об этом «Район № 9», изобретательный и жесткий дебют экс-рекламщика Нилла Бломкампа (а вовсе не автора «Властелина колец» Питера Джексона, вынесенного на рекламный постер: Джексон тут продюсер). Подхватив на лету модный тренд псевдодокументального кино, Бломкамп вооружился цифровыми видеокамерами, изучил стилистику новостных телепрограмм и интернет-вещания, а потом сделал из жанра «фильм о пришельцах» репортаж с места событий. Удивительно складный, динамичный, кровавый и смешной «Район № 9», в титрах которого нет известных имен (кроме Джексона), снят на исторической родине канадца Бломкампа, в ЮАР.
Есть в нем и новаторство, пусть скромное. До сих пор существовало два основных канона кинематографа об инопланетянах. В первом (от «Чужих» до «Марс атакует!») они были показаны как бездушные захватчики, противные человеческой природе. Во втором (от «Инопланетянина» до «Врага моего») — иными существами, требующими понимания и деликатности. Нилл Бломкамп сделал кино, в котором пришельцы предстают омерзительными монстрами, но все-таки заслуживают гуманного обращения — хотя бы потому, что, при ближайшем рассмотрении, оказываются не такими вероломными, хищными и жадными, как люди. До сих пор эту тему осмеливались затронуть только Пол Верхувен в «Звездном десанте», где борцы с пришельцами подозрительно смахивали на нацистов, и Жан-Пьер Жене в «Чужом 4», где у женщины рождалось инопланетное дитя, но так далеко, как в «Районе № 9», не заходил никто.
Уничтожать пришельцев никто не стал, просто выделили для них резервацию, обнесли колючей проволокой и попробовали привыкнуть
И мало кто с такой же свободой использовал документальную видеокамеру. Обычно режиссеры превращают в оператора одного из персонажей, притворяются, что их фильм — найденная на свалке видеокассета. А Бломкамп, не объясняясь с публикой, создал эффект присутствия, скрестив все возможные формы видеосъемки: тут и запись камеры слежения, и репортаж программы новостей, и хоум-видео. Главное — уменьшить дистанцию между зрителем и событиями на экране, на вид ничуть не похожими на голливудский аттракцион.
Бломкамп прекрасно изучил традиции жанра, но при этом его фильм способен задеть за живое даже зрителя, глубоко безразличного к научной фантастике. Кино-то — о защите прав, о ксенофобии. О том, можно ли остаться человеком в общении с нелюдьми. Выясняется, что нельзя: чтобы отделаться от настырного «понаехали», свербящего в мозгу у каждого из нас, герою картины — поначалу смирному чиновнику, а к финалу вынужденному диссиденту — приходится примерить панцирь мерзкого неземного моллюска на себя. Общий пафос предсказуем, однако одно дело — сказать, а другое — перековать зрителя. В начале фильма он брезгливо морщится при виде ракообразных монстров, а потом начинает чувствовать с ними некоторую солидарность и даже стыдиться собственной принадлежности к человеческой расе. Самокритика полезна для душевного здоровья, и без нее трудно взглянуть на Чужих с пониманием. А ведь в нынешнем мультикультурном мире эти Чужие окружают нас повсюду. Вот еще один плюс «Района № 9»: в отличие от других космических боевиков, этот фильм примерить на себя сможет каждый.
За режиссером Бломкампом — большое будущее, сомневаться не приходится, но стоило бы все-таки сказать пару добрых слов и о продюсере Джексоне. Благородно со стороны многократного номинанта и лауреата «Оскаров» предоставить трибуну начинающему таланту. Ведь сам Джексон, даже с десятикратно увеличенным бюджетом, такое кино ни за что бы не снял. Рассказать о любви гигантской обезьяны к женщине или о дружбе человека с гномами и эльфами — сущий пустяк, а попробуй вызвать уважение и любовь к троллю или гоблину из недр Мордора!
В «Пикнике на обочине» братьев Стругацких пришельцы залетали на Землю ненадолго, а потом бесследно исчезали, оставив на обочине Галактики гору космического мусора. Представьте, если бы вместе с ним инопланетяне оставили несколько сотен беженцев: склизких, гадких, стрекочущих что-то по-своему, решительно неспособных прижиться в человеческом мире. Стандарты политкорректности нынче высоки — раз нет прямой угрозы, то и уничтожать пришельцев никто не стал. Просто выделили для них резервацию на окраине Йоханнесбурга, где их угораздило приземлиться, обнесли колючей проволокой и попробовали привыкнуть. Не получилось.
Именно об этом «Район № 9», изобретательный и жесткий дебют экс-рекламщика Нилла Бломкампа (а вовсе не автора «Властелина колец» Питера Джексона, вынесенного на рекламный постер: Джексон тут продюсер). Подхватив на лету модный тренд псевдодокументального кино, Бломкамп вооружился цифровыми видеокамерами, изучил стилистику новостных телепрограмм и интернет-вещания, а потом сделал из жанра «фильм о пришельцах» репортаж с места событий. Удивительно складный, динамичный, кровавый и смешной «Район № 9», в титрах которого нет известных имен (кроме Джексона), снят на исторической родине канадца Бломкампа, в ЮАР.
Есть в нем и новаторство, пусть скромное. До сих пор существовало два основных канона кинематографа об инопланетянах. В первом (от «Чужих» до «Марс атакует!») они были показаны как бездушные захватчики, противные человеческой природе. Во втором (от «Инопланетянина» до «Врага моего») — иными существами, требующими понимания и деликатности. Нилл Бломкамп сделал кино, в котором пришельцы предстают омерзительными монстрами, но все-таки заслуживают гуманного обращения — хотя бы потому, что, при ближайшем рассмотрении, оказываются не такими вероломными, хищными и жадными, как люди. До сих пор эту тему осмеливались затронуть только Пол Верхувен в «Звездном десанте», где борцы с пришельцами подозрительно смахивали на нацистов, и Жан-Пьер Жене в «Чужом 4», где у женщины рождалось инопланетное дитя, но так далеко, как в «Районе № 9», не заходил никто.
Уничтожать пришельцев никто не стал, просто выделили для них резервацию, обнесли колючей проволокой и попробовали привыкнуть
И мало кто с такой же свободой использовал документальную видеокамеру. Обычно режиссеры превращают в оператора одного из персонажей, притворяются, что их фильм — найденная на свалке видеокассета. А Бломкамп, не объясняясь с публикой, создал эффект присутствия, скрестив все возможные формы видеосъемки: тут и запись камеры слежения, и репортаж программы новостей, и хоум-видео. Главное — уменьшить дистанцию между зрителем и событиями на экране, на вид ничуть не похожими на голливудский аттракцион.
Бломкамп прекрасно изучил традиции жанра, но при этом его фильм способен задеть за живое даже зрителя, глубоко безразличного к научной фантастике. Кино-то — о защите прав, о ксенофобии. О том, можно ли остаться человеком в общении с нелюдьми. Выясняется, что нельзя: чтобы отделаться от настырного «понаехали», свербящего в мозгу у каждого из нас, герою картины — поначалу смирному чиновнику, а к финалу вынужденному диссиденту — приходится примерить панцирь мерзкого неземного моллюска на себя. Общий пафос предсказуем, однако одно дело — сказать, а другое — перековать зрителя. В начале фильма он брезгливо морщится при виде ракообразных монстров, а потом начинает чувствовать с ними некоторую солидарность и даже стыдиться собственной принадлежности к человеческой расе. Самокритика полезна для душевного здоровья, и без нее трудно взглянуть на Чужих с пониманием. А ведь в нынешнем мультикультурном мире эти Чужие окружают нас повсюду. Вот еще один плюс «Района № 9»: в отличие от других космических боевиков, этот фильм примерить на себя сможет каждый.
За режиссером Бломкампом — большое будущее, сомневаться не приходится, но стоило бы все-таки сказать пару добрых слов и о продюсере Джексоне. Благородно со стороны многократного номинанта и лауреата «Оскаров» предоставить трибуну начинающему таланту. Ведь сам Джексон, даже с десятикратно увеличенным бюджетом, такое кино ни за что бы не снял. Рассказать о любви гигантской обезьяны к женщине или о дружбе человека с гномами и эльфами — сущий пустяк, а попробуй вызвать уважение и любовь к троллю или гоблину из недр Мордора!
Комментариев нет:
Отправить комментарий